• Белая иконка facebook
  • Иконка Twitter с прозрачным фоном
  • белая иконка googleplus
  • Белая иконка rss

© 2014 «Маскотерапия». Сайт создан на Wix.com

Терапевтический автопортрет

История метода

Как терапевтический, метод скульптурного автопортрета был разработан и начал активно применяться в Московском институте Маскотерапии в начале 90-х годов прошлого века.

Изначально он применялся, как метод реабилитации душевнобольных , а так же как способ включения в терапевтический процесс родственников или опекунов пациентов.

В дополнение к исследованию восприятия зеркального образа Я с помощью опросника "Интервью о зеркальных переживаниях", автопортрет выполнял не только терапевтические, но и диагностические функции текущего состояния, которое отражалось в создаваемом образе себя.

Сегодня метод используется при работе с самой различной проблематикой клиентов, а так же в качестве метода самопознания и творческого развития.

Суть метода

Недаром говорят, что лицо - зеркало души. Зеркальный образ Я является важнейшей составляющей Я-концепции каждого человека, поскольку отделить сознание личности от ее телесности невозможно. Недаром мы узнаем, идентифицируем человека по его лицу. Наша внешность, особенно лицо, активно участвует в важнейшем процессе коммуникации с другими людьми.

Формироваться зеркальный образ Я начинает еще в детстве и проходит несколько этапов. В результате воздействия различных факторов могут возникать нарушения восприятия своего зеркального образа. Негативные особенности восприятия зеркального образа Я тесно взаимосвязаны с  нарушением целостности восприятия себя, трудностями самоидентификации, снижением самооценки и в конечном счете - с качеством жизни человека.

Метод скульптурного автопортрета фактически позволяет "сотворить себя" своими руками, обрести целостность, повысить самооценку, расширить границы восприятия себя и других, а так же качественно улучшить процессы коммуникации с другими людьми.

Целью для пациента, или клиента, является создание скульптурного автопортрета в натуральную величину на уровне реалистичного портретного сходства с собой, и вместе с тем, достижение ощущения целостности своей личности.

Это происходит путем поэтапного воссоздания зеркального образа Я по "принципу матрешки" .

 Работа над автопортретом происходит перед зеркалом, как в группе, так и индивидуально. Отсутствие художественного образования не имеет значения.

Первая задача довольно проста - вылепить из скульптурного пластилина небольшое яйцо-заготовку. Затем, глядя в зеркало, необходимо вылепить свое лицо. В процессе работы терапевт, обладая необходимыми знаниями и опытом, обучает первоначальным навыкам лепки, помогает преодолеть сложности. Когда удается создать образ-маску, в который уже невозможно вносить дополнения, первичный портрет считается завершенным.

Далеко не всегда и не всем удается вылепить первый автопортрет с реалистичными чертами. Однако, первый автопортрет всегда отражает эмоциональное состояние человека в данный момент времени.

Завершенный автопортрет представляется автором психотерапевту (при групповой работе и всем присутствующим) и совместно обсуждается.

Затем этот автопортрет заворачивается в пластилиновый "блинчик" и формируется новое яйцо, несколько большего размера.

При этом первый автопортрет вместе со всем, что было вложено в него, осознано и сказано, остается внутри нового яйца, и становится частью будущего полного образа Я. 

Далее работа над вторым и последующими автопортретами по такому же принципу продолжается, постепенно усложняясь, проходя череду промежуточных образов-масок, присущих личности создателя.

В процессе создания автопортрета мягко меняется в положительную сторону восприятие себя, внутреннее состояние человека, и его внешность. По мере проработки расправляются эмоционально-мышечные зажимы лица, и изменяются некоторые пропорции. Лицо становится более симметричным, живым и пластичным.

Это позволяет не только чувствовать себя более комфортно, но и облегчает взаимопонимание с другими людьми, так как зеркальные нейроны в коре головного мозга получают возможность активно включаться в работу по распознаванию и передаче эмоций собеседников посредством мимики.

Связь скульптурного автопортрета с особенностями восприятия зеркального образа себя

Перед началом работы над автопортретом проводится исследование восприятия зеркального образа Я в формате интервью - насколько подробно человек знаком со своей внешностью, какие чувства вызывает у него та, или иная деталь внешности, какую оценку он дает своей внешности в целом, или отдельным ее деталям, что повлияло на особенности восприятия своего лица и тела, что хотелось бы в себе изменить и др.

Была обнаружена четкая связь между деталями лица в автопортрете, которые никак не хотят получаться у его создателя (например, нос, лоб, или область рта) и негативным восприятием именно этих деталей внешности, которое было выявлено в процессе интервью. Это происходит потому что мозг, отвечающий за восприятие этих черт лица, по различным причинам или "не хочет" их видеть, или воспринимает искаженно. Именно поэтому человеку бывает сложно правильно воспроизвести их в скульптуре.

В таких случаях иногда приходится прибегать к вспомогательным методикам (лепка по живому лицу, бодиарт-терапия и др.), чтобы изменить устоявшиеся установки эмоционально негативного восприятия этих черт.

Завершение скульптурного автопортрета

Момент завершения скульптурного автопортрета, как и скульптурного портрета, непрост.

Когда скульптура достигает натурального размера и выраженного портретного сходства, как правило, к работе активно подключается терапевт-скульптор, и лечебный автопортрет завершается совместно, а результат оценивается всеми присутствующими.

Автопортрет есть акт творческого самопознания и самовыражения. Человек, даже не обладая творческой профессией, в течении своей жизни создает свои автопортреты в тех, или иных формах. Это могут быть танцы, стихи, различные изделия, рисунки, повествования и многое другое. Мы вкладываем частицу себя в то, что создаем. Однако, именно скульптурный автопортрет позволяет создать, выстроить или реконструировать наиболее полный, целостный и объемный образ себя и достичь качественной самоидентификации.

Автор: Светлана Кюн

Копирование статьи возможно только с указанием ссылки на источник.

Please reload