Бодиарт-терапия, или лечебный грим. Применение в психотерапии.

April 25, 2015

 

 

 

  Внешность человека является единственным качеством личности, проявляющим себя в физической, материальной форме и, несомненно, постоянно принадлежащим индивидууму. Если все прочие составляющие качества личности, возможно представить себе лишь умозрительно, то тело, лицо, можно увидеть глазами, прикоснуться, потрогать. 

  Поэтому работа с внешностью,  трансформация ее,  может оказывать значимое по своей глубине, воздействие на психику человека. От этого отталкивается идея лечебного грима, или бодиарт-терапии. 

  На наш взгляд, значимость зеркальной составляющей в строении Я-концепции личности заслуживает гораздо больше простого упоминания о внешности, как лишь об одном из когнитивных компонентов.

 

Об истории.

 

  Бодиарт и бодиарттерапию, изобрели люди еще в давние времена. 

  Во время празднеств, обрядов, в различных племенах, было принято раскрашивать лица и тела. Таким образом усиливался и реализовался хепенинг, или первопраздник, выполняющий катартическую роль в обществах. В сегодняшнем мире мы можем наблюдать подобное во время карнавальных шествий, вечеринок бодиарт и других мероприятий.

  Однако, во многом нарисованные на теле маски и рисунки, выполняли практические функции.

  На охоте, войне, использовались определенные цветовые сочетания и символические рисунки, призванные придать храбрости воинам или охотникам,  защитить от злых духов и призвать необходимые качества в делах подобного рода.

В романе Войнич «Прерванная дружба»,  Овод отправляется в племя индейцев, предварительно раскрасив лицо, чтобы приняли его за своего. После, он рассказывает, как помогла ему маска - он зеленел от страха,  но никто этого не мог заметить. Маска защищала его. Это, конечно, частный случай,  но здесь можно вспомнить функции женского макияжа, являющегося своего рода маской.

  Женщина отправляется в парикмахерскую, чтобы изменить что-то в своем облике, в своей жизни. Меняет прическу, макияж и желает выйти оттуда обновленной и привлекательной.

  Актеры в театре, гримируясь перед спектаклем, осуществляют вхождение в образ (смена маски).

В начале 20 века бодиарт снова начал завоевывать популярность, теперь уже в "цивилизованном" обществе.

  В терапевтических целях бодиарт в виде лечебного, в начале макияжного, грима, впервые начал использоваться в Институте Маскотерапии, как вспомогательная техника, в дополнение к скульптурному портретированию. Затем,  объединившись с интервью "О зеркальных переживаниях", получил дальнейшее развитие в самостоятельную методику.

 

  Изменения в состоянии в процессе бодиарттерапии.

 

  Физиологические параметры (роль массажа лица перед зеркалом, визуальный контакт (изменение привычной формы, пластики лица, цветового наполнения),тактильный контакт): исчезновение, появление болей, сенсорных ощущений, изменение ЧСС, ЧДД, напряжения, расслабления в теле, отдельных группах мышц. 

  Эмоциональный фон. Изменение привычной позы.Первая фаза гипноза, повышение внушаемости. Эффект последействия. Снижение концентрации внимания на внешних объектах, состояние «обращенности к себе», расслабленность, спокойствие, иногда активизация.

 

  Диагностика.

 

  Интервью «Зеркальные переживания». Выявление   проблематики.

 

 Можно условно выделить три основные категории взаимоотношений с зеркальным двойником:  

1)  категорический отказ смотреть на себя в зеркало;

Пациент Илья Ф. отказывается смотреть на себя в зеркало как во время работы над автопортретом, так и во время сеансов бодиарттерапии; даже согласившись отвечать на вопросы интервью, он отворачивается от зеркала, закрывает лицо руками, зажмуривает глаза.

2) «функциональное» использование зеркала (по необходимости): при ответах на вопросы пациент смотрит в зеркало, затем снова оборачивается к интервьюеру; проходя мимо зеркала, бросает в него короткий взгляд, чтобы поправить одежду или прическу;

3) симптом фиксированности на свое зеркальном образе, постоянное рассматривание своего отражения;

Пациентка Наталья Л. отвечая на вопросы интервью почти неотрывно смотрится в зеркало, общается со своим зеркальным двойником и вербально, и мимически; при этом контакты с окружающими затруднены.

 

Виды зеркальных нарушений:

 

1) недифференцированность восприятия: неспособность дать детальное описание черт своей внешности;

2) оскудненное, формальное описание отдельных черт лица и фигуры;

3) негативная фиксация на деталях (монотематическая или политематическая) при отсутствии искажений в описании в целом;

4) выпадение общей картины лица при детальном описании отдельных черт; 

5) внезапное «пропадание» отдельных черт лица;

6) игнорирование в описании реальных дефектов внешности.

 

Цели лечебного грима.

 

-Привлечение внимания к своему лицу, переключение внимания от обыденных дел на себя,  повышение доступности в общении, изменение эмоционального фона, усиление процесса самоанализа, облегчение выявления действительно актуальных на данный момент вопросов, временная редукция продуктивной, негативной симптоматики, обогащение или выравнивание мимики, запуск процессов саморегуляции, интеграции опыта. 

-Грим в помощь портретированию.

-Грим в помощь автопортрету.

-Психодрама, ритмопластика, создание терапевтической атмосферы.

-Грим в сочетании с любыми другими техниками психотерапии. Цикл   сеансов.

-Грим опекунам, параллельный грим.

-Как самостоятельная техника, направленная на принятие      негативно  воспринимаемых клиентом особенностей своей внешности.

 

Виды лечебного грима.

 

  Макияжный грим (в помощь портрету, автопортрету (акцент на проблемных чертах) , 1 маска)

  Грим-автопортрет (познание себя, образ себя (идеальный, негативный и пр.))

  Пейзажный, грим-орнамент, радуга (изменение эмоционального фона, успокаивающий (мягкие линии, цвета), активизирующий (более насыщенные краски (в частности, красный, желтый цвета), резкие линии). 

  Прогрессирующий грим (постепенное насыщение или обеднение яркости цвета, в зависимости от реакции пациента, насыщение цветом используется для снятия сильного напряжения пациента)

  Переакцентирующий грим (когда видит лицо в деталях и не может собрать его в целое, поэтапно лоб и глаза, середина лица, нижняя часть лица, по поводу каждой части подробный опрос с просьбой описать часть лица, изменение в соотношении черт, выразительности, мимики, после снятия как правило, лицо на время собирается)

  Грим смерти-возрождения (стираем лицо, разрушение стереотипов восприятия внешности, стереотипов мышления; клиент не видит своего лица (качество), сопротивление, ассоциации со смертью, со снятием маски происходит рождение обновленного образа).

  Характерный грим (грим грустного, злого, веселого лица, чаще по просьбе пациента, этнографический грим)

  Симметрия-асимметрия (симметрия – больше в помощь автопортрету, собирающая лицо, симметричная линия по овалу лица дает эффект ощущения защищенности; асимметрия – расширяет представление о лице, подчеркивая одинаковые детали по-разному, более мягкий вариант уйти от стереотипии восприятия, чем грим смерти-возрождения, правое-левое, противопоставление и взаимодействие сторон. Асимметрия наблюдается и без краски как в лице, так и в теле всегда, отношение к правой и левой стороне лица, как правило, различно)

  Грим-портрет (наиболее сложная техника, во многом построена на интуитивном восприятии терапевтом человека, которому делается маска, однако, с учетом результатов зеркального интервью, образа личности, эмоционального фона, предпочтения клиентом цветовой гаммы; как правило – абстрактный рисунок, м.б. симметричным и асимметричным, никогда не задается заранее, рисунок складывается по мере продвижения сам, иногда клиент может принимать участие в создании маски (часто возникают трудности с той деталью лица, которая является проблемной для клиента). В результате возникает очень комфортное состояние, происходит отождествление маски со своим лицом (Это же я! Настоящий!), принятие своего лица, его красоты и неповторимости.     Всматривание, открытость в диалоге, погружение во внутренний мир, свободные ассоциации, вербализация переживаний. Состояние «праздника встречи». Эта техника очень успешно используется при работе со здоровыми людьми.

  Бодиарт-статуя, бюст, кистей рук. При дисморфофобических, сексуальных расстройствах, нарушениях в восприятии схемы тела.

  Грим-автопортрет (познание себя, образ себя (идеальный, негативный и пр.), работа над текущим переживанием)

 

 

  Техника бодиарттерапии зарекомендовала себя, как одна из самых эффективных,  при работе с жертвами ЧС в Буйнакске и Норд-Осте.

 

NB! Восприятие грима и реакция на маску может быть самой разной - от бури эмоций при нанесении обычного макияжного грима, до легкого изменеия состояния при нанесении яркой маски.

  Поэтому неподготовленным людям не рекомендуется проводить такую работу с другими людьми, не пройдя обучение и практическую подготовку! Первый принцип - не навреди!

 

Цвета:

Белый – нейтрализующий, фоновый, стирающий бытие

Красный – стимулирующий, жизнеутверждающий

Розовый – нежность, безусловная любовь, гармонизирующий

Желтый – цвет солнца, тепла, духовности, оранж- радость

Зеленый – спокойствие, жизненное пространство

Синий – холодный, мрачноватый, суровый, рассудочный

Голубой – спокойствие, размышления, строгость

Фиолетовый – равновесие, мистика, волшебство, иррациональность

Черный – нейтрализующий, гасит эмоции

 

  Терапевтический бодиарт может применяться не только при лечении психических расстройств, психозов и неврозов, но и как самостоятельная техника в следующих случаях:

Как техника личностного роста,  самопознания,  трансформации.

Быстрое и эфективное снятие стрессовых состояний.

Проработка тягостных эмоциональных состояний.

Работа с изменением образа,  имиджа.

В сочетании с любой другой техникой психотерапии, для повышения ее эффективности.

 

Автор статьи Кюн С.А, с использованием материалов МИМ, 2009 г..

Перепечатка материалов возможна только со ссылкой на источник.

Please reload

Featured Posts

Бодиарт-терапия, или лечебный грим. Применение в психотерапии.

April 25, 2015

1/4
Please reload

Recent Posts